§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Колодич Е. Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов

В каталоге: Психология
Прислано в библиотеку: santsevich
Стр. 8

1.2. Тревожность

Личностная тревожность является наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия. Так, "Обзор Национального института психического здоровья США" (1984) называет эмоциональные нарушения этого вида наиболее частыми среди всех возрастных групп. При высокой тревожности характерны неуверенность в себе, постоянные опасения и страхи.

Первым выделил и описал состояние беспокойства, тревоги З. Фрейд, выделив при этом два ее вида: первичную и сигнальную. Тревога с точки зрения З.Фрейда есть ответ Ego на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения. Функция сигнальной тревоги – предупреждать Ego о надвигающейся угрозе его равновесию, давая ему возможность защититься. Первичная тревога представляет собой эмоцию, которая сопровождает распад Ego и свидетельствует о неудаче защиты. В настоящее время этот термин трактуется неоднозначно.

Психологические причины тревоги – это, в первую очередь, внутренние конфликты, неадекватный уровень притязаний («аффект неадекватности»), необходимость выбора. К физиологическим причинам тревожности относят болезни и действие на организм фармокологических препаратов.

А.И. Захаров пишет о том, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте, примерно в 7 месяцев, и связана с угрозой потери принадлежности к матери. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств, к которым можно отнести тревогу и страхи у значимых взрослых, травмирующий жизненный опыт, тревога перерастает в тревожность и к 7 – 8 годам можно говорить о тревожности как о черте личности.

Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности но в то же время тревожность может выполнять в поведении и развитии личности мотивирующую функцию, имея при этом достаточно позитивный характер, побуждая к некоторым достижениям Результаты исследований показывают, что высокий уровень тревожности влияет и на профессиональную направленность. Так учащиеся с высоким уровнем тревожности избегают профессий, связанных с техникой и знаковыми системами и предпочитают профессии типа «человек – природа», «человек – художественный образ» (12). Тревожность часто становится источником агрессивного поведения и конфликтных отношений.

из 111
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь