§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Колодич Е. Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов

В каталоге: Психология
Прислано в библиотеку: santsevich
Стр. 31

2. ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Общая характеристика

В современной психологии принято описывать критические жизненные ситуации в терминах четырех ключевых понятий: стресс, конфликт, кризис, фрустрация. Чтобы выделить специфические характеристики каждого из этих понятий, удобно пользоваться таблицей, разработанной Ф. Е. Василюком [7].

Проблеме стресса посвящено большое количество научных и популярных публикаций, само слово "стресс" наиболее часто употребляется нами на уровне повседневной жизни для описания эмоций в критической ситуации (для сравнения - в странах Северной Америки таким словом является "фрустрация"). Но несмотря на категориальную и понятийную путаницу, литература содержит большой объем информации о реакциях человека на стресс, о стрессогенных факторах и способах преодоления и профилактики дистресса (негативных стрессовых воздействий).

Необходимым признаком фрустрирующей ситуации, согласно большинству определений, является наличие сильной мотивированности достичь какой-то цели или удовлетворить свои потребности и преодолеть препятствующие этому преграды. С точки зрения А. Маслоу, фрустрация носит патогенный характер в случае неудовлетворения базовых ("врожденных") психологических потребностей, а именно: безопасности, уважения и любви, в то время как фрустрация "приобретенных потребностей"' не вызывает психических нарушений [35].

Барьеры, преграждающие путь человека к цели, могут быть физические (например, стены больницы), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность и т. п.), социокультурные (нормы, правила, запреты). Т. Дембо [35] разделила барьеры на внутренние - те, которые препятствуют достижению цели, и внешние - те, которые не дают выйти из ситуации. Поясним это на примере. К. Левин анализирует внешние барьеры, которые использует взрослый для управления поведением ребенка, при этом он различает "физически-вещественные" (предметы и прямое физическое воздействие), "социологические" ("орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции") и "идеологические" барьеры. К последним относятся те социальные барьеры, которые включают в себя "цели и ценности, признаваемые самим ребенком", такие как "Помни, ты же девочка!"[21].

из 111
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь