§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений

В каталоге: Педагогика
Прислано в библиотеку: lenchik214286
Стр. 204

ГРАМОТА И ГРАМОТНОСТЬ

Овладение грамотой — первый шаг на пути приобщения к знаниям. Считается, что подлинное, научное знание должно быть опосредовано письменной формой речи. Когда-то, когда письмо только изобрели, на вопрос о пользе грамоты не было однозначного ответа. Противники письма утверждали, что люди, употребляющие буквы, хотят лучше помнить то, что с ними было, но перестают тренировать свою память. Достаточно, мол, запомнить всего лишь ограниченный набор знаков, придуманных другими, чтобы казаться умным. Нет ценности в знании, приобретенном не лично, не в непосредственном контакте с рассказчиком, не на своем опыте и всей душой, а в результате расшифровывания письмен. Истина рождается в ходе обсуждения, передается устно в выкристаллизовавшемся виде, считали наши предки. В устном споре можно выяснить, кто что имеет в виду, а письменный текст не вступает в спор.

Потом наступил период, когда считалось, что цивилизованные народы — это те, у которых есть письменность (что не мешало время от времени восхищаться чистотой и мудростью обычаев якобы не испорченных грамотой крестьян). Это положение было подвергнуто сомнению, когда выяснилось, что Гомер свои произведения рассказывал устно. Однако они дошли до позднейших времен и продолжают влиять на развитие событий. Известно также, что во времена Гомера другие народы уже пользовались различными способами записи. Ученые смогли показать, что у теперешних так называемых «дикарей» существуют достаточно развитые бесписьменные способы передачи информации. Иногда вообще трудно провести грань между письмом и не-письмом. Для многих народов письмо начинается с изучения Библии, Корана или других священных книг. Трудно найти людей, которые вообще не сталкивались бы с письмом в наши дни, однако есть народы, остановившиеся в развитии письменности на определенной ступени.

Вся западная цивилизация построена на побуквенном письме, хотя соотношение буквы, звука и фонемы бывает разным: одна буква может соответствовать нескольким звукам, а несколько букв — одному; одна и та же может обозначать разные звуки; несколько разных букв могут обозначать один и тот же звук и т. д. Восточные способы письма (огласовки, иероглифы и т. д.) закладывают иные основы мировоззрения уже в процессе усвоения грамоты. Таким образом, в зависимости от языка, на котором человек учится читать и писать, он проходит путь различных логических операций и приобретает различные навыки.

из 260
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь