§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений

В каталоге: Педагогика
Прислано в библиотеку: lenchik214286
Стр. 195

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Взаимодействие с родителями представляет собой частный случай более общего вопроса: кто несет ответственность за воспитание, кто является экспертом в определении способностей ребенка — родители, специально обученные психологи, врачи, педагоги-воспитатели? В разные эпохи на этот вопрос давались разные ответы. Так, например, в некоторых религиях считается, что взрослые греховны и не могут воспитывать детей. Психологические исследования показывают, что воспитатели, наблюдающие поведение конкретного ребенка на фоне группы сверстников, гораздо яснее представляют себе круг его интересов, особенности восприятия и поведения, чем родители. Тем не менее в большинстве конституций определено, что семья несет ответственность за воспитание гражданина, поэтому требования родителей должны быть учтены в дошкольном учреждении.

Среди этих требований называют: определение цели дошкольного воспитания; перечисление видов деятельности, организуемых воспитателем в детском саду; организацию питания, сна и отдыха, занятий физкультурой (в западной терминологии -спортом); соотношение занятий и свободной игры; оформление и распределение помещений детского сада; возможность ребенку знакомиться с окружающим; гибкость режима работы. Обычно родители исходят из того, что ребенку нужно обеспечить любовь и профессиональную заботу персонала. Важны также представления общества о детях дошкольного возраста и экономический и социальный статус родителей, имеющих таких детей: насколько они уважаемы, какой поддержкой пользуются, какую работу могут получить.

Существует три основных родительских стиля: авторитарный (поведение контролируется в соответствии с абсолютными стандартами); авторитативный (поведение контролируется в соответствии с нуждами развития); пермиссивный (контроля избегают, детей не порицают). Первый вариант считается устаревшим и подавляющим личность ребенка, что рикошетом обедняет и жизнь родителей, так как не позволяет им узнать свое дитя и подготовиться к будущему. Проблемы все разрешающих родителей часто определяются тем, что они боятся стать врагами ребенка, одернуть его, приучить его к каким-то правилам. Они либо слишком много читали о самоценности детства, и абсолютизируют все детские проявления, в том числе игру, либо недостаточно опытны и уверены в себе, чтобы различать среди детских проявлений такие, которые нужно поддерживать и поощрять, и такие, которые являются «проверкой границ»: ребенок все время пытается узнать, что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо, ожидая, что взрослые ему в этом помогут. Детские способы «разведки» — капризы, смелость, наглость, непослушание. Способ ответа взрослого — четкие «да» и «нет», строгость и решительность, ласка и поддержка. Именно адекватные реальности установки отличают родителей авторитатив-ного, наиболее поощряемого семейными консультантами типа. Эти родители достаточно хорошо представляют себе, как развивается ребенок, через какие этапы проходит становление личности. Их нельзя застать врасплох истерикой, сбить с толку неожиданными интересами и фобиями. Они пытаются как можно глубже понять своего ребенка и исходить из действительных потребностей его роста и развития. Они не боятся формулировать и проводить в жизнь некоторые принципы и правила. Они лояльны и действуют по обстоятельствам. Это старый принцип «кнута и пряника», переосмысленный в новой исторической обстановке.

из 260
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь