§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие

В каталоге: Педагогика
Прислано в библиотеку: Олешков
Стр. 19

2.1. Проблемное обучение

Проблемное обучение возникло вследствие тех принципиальных изменений, которые произошли в ходе развития педагогической науки, в процессе поиска учителями путей активизации обучения. Исследования в области проблемного обучения ведутся уже давно, что позволяет подвести некоторые итоги, но тем не менее проблемное обучение привлекает к себе внимание и на современном этапе развития дидактики. Новые проблемы возникают в связи с использование достижений теории искусственного интеллекта в обучении, с развитием теории индивидуализации и компьютеризации обучения, с применением различных форм группового (кооперативного) обучения и др.

Проблемное обучение основывается на трех принципах:

§   общности целеполагания (цели преподавателя и учащихся);

§   бинарности (взаимодействие обучающего и обучаемых);

§   проблемности (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения).

Доказано влияние проблемного обучения на активизацию мыслительной деятельности школьников, на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие их творческого мышления. Это влияние обеспечивается созданием в образовательном процессе специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций – и их разрешения.

Определение роли и места учебной проблемы в процессе познавательной деятельности ученика связано с рядом факторов. Принятие учеником проблемы, сформулированной учителем в виде проблемного вопроса или проблемной задачи, обусловлено функциональным содержанием проблемы. В связи с этим возникает вопрос: каковы же основные функции учебной проблемы?

Ответ на этот содержится в анализе практики, основанной на выводах научных исследований, в которых отмечается две основные гносеологические функции научной (учебной) проблемы:

§   Определение направления научного исследования (=деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы).

из 173
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь