§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии /РАН. Ин-т философии

В каталоге: Педагогика
Прислано в библиотеку: Ириха
Стр. 65

Итак, Кантом в его философии была представлена нравственная составляющая воспитания, которую он разработал в своем учении о практическом разуме. Но не все оказались согласны с ним. Другой, не менее оригинальный подход к воспитанию, рассматривающий эстетическое преображение человека как одну из главных форм воспитания, был сформулирован немецким историком, поэтом и философом Иоганом Фридрихом Шиллером.

Иоганн Фридрих Шиллер об антропологическом типе человека

И.Ф.Шиллер в “Письмах об эстетическом воспитании человека” излагает результаты своих изысканий антропологического типа человека. “Письма об эстетическом воспитании человека” — одно из значительных творений эпохи Просвещения, в котором вскрываются пороки нравственности, духовная неразвитость и невежество народа, моральная испорченность высших сословий, что заставляет современное “естественное” государство “вечно оставаться чуждым своим гражданам”. Весь свой творческий потенциал Шиллер отдает поискам пути превращения современного “варварского государственного строя” в “царство свободы”. Чтобы изменить существующий строй, не нужно кровавых революций, нужна революция в душах людей, т.е. создание такого антропологического типа человека, который преобразовал бы прежде всего самого себя и тем самым все общество в лучшую сторону.

Автор “Писем об эстетическом воспитании человека” подчеркивает влияние философии Канта на его философско-эстетические взгляды. В частности, идеи философа об этическом и эстетическом воспитании человека стали теоретическим источником идей Шиллера об антропологическом типе человека.

Шиллер говорит, что все его “утверждения покоятся главным образом на Кантовых принципах; однако если ход этих исследований напоминает вам какую-нибудь особую философскую школу, то припишите это моей неспособности, а не Кантовым положениям” (СНОСКА: Шиллер Ф. Собр. соч. М., 1957. С. 252). Так же как и Кант, Шиллер придавал большое значение эстетике в своем мировоззрении (у Канта она была завершающей частью философии). Почему же Шиллер придавал столь серьезное значение эстетике в воспитании человека? Потому что она была не только обязательной составной частью его философского мировоззрения, но одной из ее главных составных частей, так как эстетика является частью философского знания в силу ее сильнейшего и благотворнейшего действия на человека.

из 102
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь