§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Миронова Н. Выразительное чтение. О его роли в развитии речи

Прислано в библиотеку: rafinad2007
Стр. 2

Упражнения на дыхание

Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть легким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.

Упражнение 1. Прочитайте текст.

Умыли котята глаза, и носы,

И щечки, и лобики, даже усы.

И доброе слово друг дружке

Мяукнули в чистые ушки.

(О. Александрова)

Представьте нарисованную в нем картину. Чтобы ярче и полнее увидеть ее, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.

Прочитайте текст.

Заиграл пастушок на свирели

Так, что птицы вокруг присмирели.

Лишь одна голосистая птица

Вьется рядом и петь не стыдится.

(О. Александрова)

Представьте созданную в нем картину. Чтобы ярче и полнее увидеть ее, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте пение голосистой птицы, на вдохе и выдохе изобразите его.

Упражнение 2. Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому специальных усилий. Не торопитесь делать вдох. Сделайте его через нос только тогда, когда захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Упражнение выполняйте с удовольствием.

Упражнение 3. Навыки правильного дыхания в процессе выразительного чтения следует развивать и укреплять на материале специально подобранных стихотворных текстов. Читая их, постепенно увеличивайте количество строк, произносимых на одном выдохе. Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.

На ночь глядя, зайцы разыгрались

И едва друг с другом не подрались.

Прилетел к ним тетерев-учитель

из 10
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь