§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи

В каталоге: Логопедия
Прислано в библиотеку: bigudin1
Стр. 8

Формирование фонетического строя языка

При обследовании речи детей с четвертым уровнем речевого развития отмечается, что в их произношении нет ярко выраженных искажений фонем или их отсутствия. Однако звукопроизношение еще не соответствует абсолютной норме. Встречаются искажения слоговой структуры слова и нарушения дифференцировки оппозиционных фонем.

Поэтому ставят прежде всего задачи:

1) Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, р – л), а затем – отработка этих дифференцировок в произношении.

2) Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. При этом акцент делается на их дифференциацию, использование в самостоятельной речи сложной слоговой структуры и звуконаполняемости (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболистки играют в баскетбол).

3) Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

4) Обучение грамоте.

Логопедические занятия по формированию произносительных навыков на этом этапе коррекционного обучения включают несколько направлений:

- закрепление навыков четкого, внятного произношения гласных и согласных звуков;

- усвоение сложных дифференцировок (ть-ч-сь-щ-с; ррь-лль-j);

- употребление в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости (велосипедистки едут на велосипедах и т.д.).

Продолжают работу по развитию речевого слуха, осознанию звуко-буквенного состава слов наибольшей сложности. Выделенные из слов звуки сравнивают на слух с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Все это помогает закрепить приобретенные ранее умения звукового анализа и синтеза. Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), прописной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения позволяет постепенно перейти к формированию других навыков – правописанию звонких и глухих согласных в конце слова (умение изменить слово так, чтобы правильно определить нужный согласный звук таз – тазы, дуб – дубок), сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу, словс безударной гласной – их можно проверить, изменив слово таким образом, чтобы на него падало ударение (столы – стол, грибы – гриб).

из 17
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь