§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи

В каталоге: Логопедия
Прислано в библиотеку: bigudin1
Стр. 10

Уточнение и расширение словарного запаса

 

Этот раздел предусматривает не столько увеличение количественных показателей, сколько усиление качественных характеристик. При работе над лексическим компонентом языка акцентируется внимание:

- на уточнение и расширение значений слова;

- на формирование сематичской структуры слова;

- на введение новых слов и сочетаний в самотоятельную речь.

В связи с этим выделяют ряд направлений по обучению детей навыкам практического употребления в речи:

- существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище; сапог – сапожок – сапожище; голос – голосок – голосище; нос – носик – носище; нога – ножка – ножища);

- существительных с противоположным зачением (холод – тепло, вежливость – грубость, бег – хотьба, жадность – щедрость);

- глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть, впустить – выпустить, вкатить – выкатить, вползти – выползти);

- сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар, ледокол);

- прилагательных с противоположным значением (сухая тряпка – мокрая тряпка, задняя дверь – передняя дверь, нижняя полка – верхняя полка, румяное лицо – бледное лицо, мягкое сиденье – жесткое сиденье).

Разнообразие методических приемов рбучения предполагает:

-          подбор предметов с тем же признаком:

белый мел (халат, снег, сахар, пар, дым);

узкий пояс (тропинка, дорожка, лента, полоска, линейка);

быстрая река (ручеек, заяц, олень);

-          узнавание предмета по его признакам:

Круглый, полосатый,

С огорода взятый (арбуз);

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит –

Сядет и укусит (комар);

из 17
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь