§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей)

Прислано в библиотеку: tovok
Стр. 59

ИЗ ЧЕГО СТРОЯТСЯ СЛОВА

 

Когда можно и нужно начинать учить ребенка грамоте? На этот вопрос специалисты дают разноречивые ответы. Одни из них называют возраст 4—5, другие (большинство) — 6-7 лет.

Где же истина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, что такое грамота и какие цели мы ставим перед собой, обучая ей ребенка.

Какого человека мы можем назвать грамотным? Того, который умеет читать и писать? Того, который делает это без особых затруднений и ошибок? Или, наконец, того, кто обладает «чувством» родного языка, понимает его строение и законы и умеет пользоваться ими?

Уровень овладения грамотой может быть разным. Если с нас достаточно, чтобы ребенок овладел навыком чтения, мы можем начинать обучение, скажем, в 3—4 года и достаточно быстро добиться успеха. Но все дело в том, что в области усвоения языка (так же, как и в области усвоения математики) от того, каким был старт, в значительной мере зависит все дальнейшее продвижение. С самого начала мы должны иметь в виду конечный вид «грамотности», к которому хотим подготовить ребенка. И если это грамотность в подлинном смысле слова, она должна уже в исходном пункте опираться на понимание законов построения слов, анализ отношений между звуками и буквами, т. е. на такие знания и умения, усвоить которые ребенку не так-то просто. Значит, в этом случае и начинать лучше не слишком рано, и сам процесс обучения становится более длительным. Зато он не только дает лучшие результаты в овладении грамотой, но и способствует общему умственному развитию ребенка.

Обучение грамоте, понимаемое как первая ступень ознакомления ребенка с законами родного языка, осуществляется при помощи особых методов, создание которых потребовало многолетних исследований большой группы специалистов — психологов и педагогов. Эти исследования, проводившиеся под общим руководством профессора Д. Б. Эльконина, позволили установить и оптимальные сроки обучения. Возрастом, в котором его целесообразно начинать, как раз и оказался пятилетний возраст (хотя уже и в четыре года возможна некоторая подготовительная работа, которую мы описали в предыдущей книжке). Обучение в его полном объеме (кончая слитным чтением) длится около двух лет.

из 68
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь