§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями

В каталоге: Логопедия
Прислано в библиотеку: Котюня
Стр. 18

Рекомендации к формированию словаря

При формировании у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные прежде всего на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов действий, признаков. На первоначальных этапах подбираются задания, выполнение которых подкрепляется действием. Предметный словарь имеет выраженный конкретный характер (покажи, принеси, выбери и т. д.); а действия легко поддаются демонстрации (подпрыгни, согни руку, присядь и т. д.). В процессе общения с ребенком можно задавать и провокационные вопросы, типа: «Что помогает птице летать? А у кошки есть крылья?» Необходимо закреплять обобщающее значение слов — «Покажи всех, у кого есть крылья».

Для активизации словарного запаса детям предлагается:

а) самостоятельно назвать предмет, действие, признак;

б) закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова;

в) подбор существительных, глаголов» прилагательных к словам-раздражителям.

Занимаясь с ребенком, возможны разные приемы подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, называние первой части слова, образца.

Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом, чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно-следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение значений слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание значимых частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова.

На первоначальных этапах образования уменьшительно-ласкательных слов дается сопоставление двух предметов — большого и маленького, подчеркивается, как пог-разному они называются. Интонационно выделяется суффикс (кот — котик, куб — кубик, рот — ротик и т. д.). Далее детям предлагается поднять только ту картинку, которую называет педагог: у кого шар, шарик, мяч, мячик, машина, машинка...

из 49
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь