§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина

В каталоге: Педагогика
Прислано в библиотеку: 1594
Стр. 214

Заключение

В данной книге на основе исследований, проведенных в советской методике развития речи дошкольников, в том числе исследований последних лет, и с учетом достижений передовой практики освещен ряд важных вопросов речевой работы в разных возрастных группах детского сада. Как уже отмечалось, в пособии не рассмотрено все многообразие содержания и методов развития речи дошкольников, главным образом по той причине, что те или иные вопросы еще не разработаны достаточно глубоко наукой и практикой. Остановимся на некоторых из этих вопросов.

Одной из важнейших задач речевого развития детей дошкольного возраста является формирование грамматического строя речи, обучение ребенка правильному и полноценному использованию морфологических и синтаксических средств родного языка. Особенно важно уделять серьезное внимание развитию синтаксиса речи, построению простых и сложных предложений. Выдающийся советский языковед академик В. В. Виноградов говорил, что построение предложения — один из самых существенных элементов грамматического строя языка, и характеризовал синтаксис как организационный центр грамматики. «Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения».

В дошкольном возрасте дети овладевают прежде всего разговорным стилем устной речи. Разговорная речь характеризуется рядом фонетических, лексических и грамматических особенностей. Наиболее своеобразен синтаксис устной речи. Для нее специфичны, например, конструкции, которые языковеды называют предложениями с интерференцией, т. е. с двойными связями («Осенью начинаются такие бури бывают на море» и т. п.), смешение конструкций, передающих прямую и косвенную речь («Мальчик сказал, что не буду больше играть»), в речи детей нередко встречается «нанизывание» предложений («Воробушек прыгал по двору, и кот его увидел, и хотел поймать, и воробушек улетел»).

Работа над синтаксисом речи, над построением предложений (особенно — сложносочиненных и сложноподчиненных) приобретает особенно большое значение в старшей и подготовительной к школе группах детского сада. Там как одна из главных задач выдвигается задача развития связной монологической речи (разных форм рассказывания, в том числе творческое рассказывание). Очень важно обогащать речь ребенка сложными предложениями (они не характерны для разговорной речи, но необходимы для монологической). Такое обогащение способствует совершенствованию устной монологической речи, преодолению влияния конструкций разговорной речи на построение связного развернутого высказывания, усвоению литературных норм родного языка. Все это необходимо для дальнейшего осуществляемого в школе полноценного развития как устной речи детей, так и письменной. Некоторые уже проведенные исследования показали большую эффективность приема составления письма (о нем рассказывалось в начале книги, в первой главе') в совершенствовании синтаксической стороны речи ребенка, в повышении качества развернутого монологического высказывания (пересказа, рассказа). Конечно, необходимы дальнейшие исследования и поиски, направленные на разработку разнообразных приемов и методов развития синтаксиса речи дошкольников.

из 219
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь