§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие

В каталоге: Логопедия
Прислано в библиотеку: acomp
Стр. 95

создание четких представлений о каждом звуке речи,

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза,

обучение грамоте по особой системе. (На то, что обучение чтению и письму детей с речевым недоразвитием не может протекать так же, как в массовой школе, указывали ряд исследователей: Р.Е.Левина, Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Г. А. Каше и другие.)

В соответствии с указанными направлениями работы распределены и графы в перспективном плане занятий. Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове. Навык чтения формируется только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Известный психолог Д. Б. Эльконин отмечал: «Когда это (синтез звуков — Т. Т.) по каким-то причинам не происходит, ребенок задерживается долго на побуквенном чтении, испытывает муки слияния, не умеет переходить от букв и их названий к живой речи» (Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. — М., 1956).

В свою очередь, звукослоговой анализ и синтез невозможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о каждом звуке родного языка.

Несомненно, эффективности этих процессов у дошкольников с речевым недоразвитием помогает различная символика (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы — см. приложения), к которой на определенном этапе обучения добавляется буква. Если же изучение букв перенести на более ранние сроки, когда связи каждой буквы с конкретным звуком мешает диффузность фонематических образов, это только повредит усвоению грамоты.

Итак, три направления в работе взаимосвязаны и взаимообусловлены. Работа по каждому из них проводится в общепринятой последовательности, в соответствии с системой Г. А. Каше. Небольшие отклонения от этой системы обусловлены спецификой работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, а также тем, что обучение проводится в течение двух лет (методика Г. А. Каше рассчитана на один учебный год и адресована детям с фонетико-фонематическими нарушениями).

из 126
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь