§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)

Стр. 36

Когда же ребенок начал говорить, одной из важнейших воспитательных задач становится приучить его выражать свои желания словами, а не криком.

Нормальное выражение просьб и желаний

Как правило, большинство родителей понимают, что нельзя допускать, чтобы ребенок мог добиться желаемого с помощью крика. Но, к сожалению, многие из них поступают как раз наоборот. Если ребенок подошел и просто сказал им: «Дай!», он встречает отказ, а достаточно ему поднять крик, как он получает желаемое. Надо ли говорить, кто кем управляет в такой семье и будет ли у подрастающего ребенка вырабатываться привычка слушаться родителей! И кроме этого, такой ребенок будет расти истеричным, вечно взвинченным, капризным, готовым разразиться криком и слезами по любому поводу. Как же отучить ребенка от вынесенной из младенческого возраста привычки выражать свои желания криком? Боюсь, что совет психолога снова покажется читателю недостаточно профессиональным: надо игнорировать такое выражение его желаний. Нельзя уступать ему в этих случаях.

Опять совет очень простой, но почему-то для очень многих взрослых трудноисполнимый. Вспоминаю, что происходило в одной семье, когда после появления ребенка маме пришло время выходить на работу. Малыш ни за что не хотел, чтобы мама оставляла его. Как только она начинала надевать пальто, он с воплем охватывал ручонками ее ноги, вцеплялся в подол платья, и оторвать его было не так-то просто. И мама, сама врач, прекрасно зная, как нужно вести себя в таких случаях, тем не менее каждый раз забывала об этом, хватала сына на руки, начинала ласкать и целовать его. Как врач, она не могла не знать, что такое условный рефлекс, и не могла не понимать, какой рефлекс она этим вырабатывает. И тем не менее сцена повторялась изо дня в день. Маме приходилось покидать дом крадучись, она вечно спешила и опаздывала на работу. А мальчик закатывал истерику, как только обнаруживал, что мамы нет дома. Пришлось вмешаться папе. Прежде всего папа забраковал тайное от мальчонки убегание на работу. «Он должен видеть, что ты по утрам уходишь, и привыкнуть относиться к этому спокойно»,— сказал он маме. Очень трудным оказался первый день. Попытки малыша вцепиться в маму и не пустить ее из дома пришлось пресечь силой. После этого началась истерика. Мальчишка стучал кулачонками в дверь, бросался на пол и бил ногами. И все это на фоне непрерывного крика. Папа ни на что не реагировал. Минут через 20—25 ребенок начал уставать и постепенно затихать. Когда он совсем успокоился, папа подошел к нему и как ни в чем не бывало повел завтракать. На следующий день сцена повторилась, но только крики и вопли после ухода мамы продолжались минут 10—15. А уже на третий день они ослабели настолько, что папа смог разговаривать с сынишкой: «Ну, чего ты плачешь? Мама ушла на работу. Все взрослые ходят на работу. Ты вырастешь и тоже будешь ходить. А мама никуда не денется. Она вечером придет. Она обрадуется, что ты не капризничал. Мы все вместе сядем ужинать. Ты расскажешь ей, как ходил гулять, как играл с ребятишками». И так далее. Обратите внимание на такой психологический момент в разговоре. Папа учитывает, что сын сконцентрирован мыслями на маме. И папа не пытается бороться с этим. Но он понемногу переключает их с факта маминого ухода на ожидание предстоящей встречи. С неприятного момента, связанного с мамой, на радостный. И этим, конечно, в значительной мере способствует тому, что ребенок успокаивается.

из 80
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь