§ библиотека мастерская Помощь Контакты Вход —

Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)

Стр. 26

Как же всего этого добиться?

Что можно, а чего нельзя

Что можно и чего нельзя, ребенок усваивает довольно быстро, если только взрослые всякий раз незамедлительно и однозначно реагируют на его поступки. И тут не надо бояться прибегнуть к наказанию. Наказывать — это совсем не обязательно отшлепать или грубо накричать. Для ребенка дошкольного возраста, например, ограничение подвижности есть уже достаточно сильное наказание. Я знаю одну маму, которая в наказание усаживала сынишку на диван и некоторое время не разрешала слезать с него. Традиционное — стань в угол! — в общем имеет тот же смысл. Другая подобная возможность — это отказ от общения. Это наказание сильное даже для взрослых. Вспомните-ка, что чувствует человек, с которым друзья или сослуживцы перестают здороваться, не подают руки, начинают бойкотировать. Так же и малыш чувствителен к отказу от общения. Но конечно, тут надо знать меру. Если мама скажет: «Иди в другую комнату и до обеда не приходи, я не хочу с тобой разговаривать», те это обычно достаточно сильная мера воздействия на ребенка этого возраста. Если же мама и впрямь начнет бойкотировать малыша в течение нескольких дней, то это может привести к психической травме. Нужно только в течение того времени, пока ребенок наказан лишением общения, несколько раз напомнить ему об этом. Иначе, уйдя в другую комнату, малыш может, например, увлечься игрушками и напрочь забыть о том, что он наказан. Если нет другого повода, можно просто за чем-то зайти в комнату, где он отбывает наказание, и сказать ему при этом что-то вроде: «А ты ко мне не подходи, ты наказан, я на тебя смотреть не хочу». Вполне достаточное напоминание. И вовсе нет необходимости вырывать у него игрушку из рук: «Ах, его наказали, а он еще играть смеет!».

Только, конечно, по истечении какого-то срока наказание должно быть снято. Завершится ли это улыбкой примирения или это будет сделано нарочито сухо — зависит в основном от поведения вашего малыша. Но в любом случае он должен ясно понимать, с какого момента наказание отбыто. Недопустимо, например, объявив ему о том, что наказание окончено, продолжать весь вечер на него дуться, как это мы, взрослые, частенько делаем по отношению друг к другу. Ребенок постепенно просто утратит ощущение разницы между ситуацией, когда он наказан и когда он не наказан, а, скажем, у вас почему-либо испортилось настроение.

из 80
Предыдущая    Следующая
 
Авторизуйтесь